Общество сверстников является важным фактором в формировании личности
подростка. Оно бывает двух видов:
1. Общество сверстников, которое организовывают взрослые;
2. Общество, которое складывается стихийно.
Но эти два направления сходятся в одном: они оказывают в подростковом
возрасте решающее влияние на моральное самочувствие и поведение ребенка.
Почему так происходит?
• Ребята учатся речевому общению и социальному взаимодействию, умению
отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
• Приходит ощущение свободы от взрослых, желание и возможность сделать
что-либо самостоятельно.
• Желание заслужить уважение сверстников, почувствовать взаимопомощь и
товарищество.
• В обществе сверстников ребенок получает интересующую его информацию,
которой взрослые не обладают.
Итак, ребенок много времени проводит со сверстниками. Это пугает родителей,
так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где
ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности.
Но часто общества подростков создаются на основе увлечений музыкой, игрой на
гитаре и т. д. Запрещать такие объединения бесполезно, так как это приводит к
противоположным результатам. К молодежным обществам надо относиться терпимо,
если, конечно, они не являются криминальными.
В большинстве случаев ребята пользуются молодежным жаргоном (арго) и
придерживаются молодежной моды (см. “Молодежная мода”, “Молодежный жаргон”).
Это является возрастной особенностью, желанием выбирать самому, отличаться
от других и в то же время принадлежать какой-либо группе, но не навязанной, а
самостоятельно выбранной.
Чем же чаще всего занимаются подростки в группах, создающихся стихийно? В
основном разговаривают!
Родителям кажется, что подростки говорят часами на пустяковые темы. Но именно
эти разговоры очень важны. Они, как уже было сказано, становятся чуть ли не
единственным источником информации — один говорит другому, тот следующему и т.
д. Даже разговоры на так называемые непристойные темы могут дать положительный
эффект в развитии подростка, поскольку способствуют взрослению подростка, не
дают развиться патологической инфантильности. Замечено, что подросток, с которым
на сексуальные темы говорят родители, не нуждается в таких разговорах.
Также “пустые” разговоры дают толчок к самоусовершенствованию. Они учат
общению в коллективе. Учат спорить, слушать, умению рассказывать.
Для подростка в компании сверстников страшно прослыть маменькиным сынком.
Этот страх приводит к грубым поступкам. Часто та же боязнь приводит к тому, что
подросток начинает играть роль “шута”, “похабника”, “бывалого” и т. д.
Установлено, что часто ребятам тяжела такая ноша, но они не отказываются от нее,
потому что боятся потерять авторитет у сверстников. Здесь может быть необходима
помощь родителей. Хотя по мере взросления у подростков появляется собственный
взгляд на вещи. Поэтому более взрослые подростки уже ценят не коллектив, а
дружбу в более узком смысле слова. Здесь основное правило уже взаимоуважение и
взаимопонимание, причем у девушек это более эмоциональная дружба, более интимное
общение. У мальчиков на первом месте взаимопонимание и поддержка. Также
установлено, что дружба в этом возрасте однополая, так как доверительное
отношение с другим полом затруднено.
В этом возрасте к другу предъявляются очень строгие требования, поэтому часто
друзья расстаются, потом опять сходятся. Лидерство, борьба за него, разные
интересы, появление третьего, обостренное чувство собственного достоинства — вот
причины такой неустойчивости.
Но одно несомненно — тяга к другу в этом возрасте необычайная. Поиск ведется
настойчиво и интенсивно. Ребята, если находят такого друга, можно сказать,
“живут” вместе с ним. Они вместе читают, смотрят фильмы, помогают по хозяйству,
перенимают друг у друга любой “опыт”, слушают музыку. Этому другу позволяется
критиковать, и критика будет услышана. Здесь прощаются слабости и возникает
настоящая поддержка. Часто родители считают такую дружбу неприемлемой. Стараются
оградить сына или дочь от дурного влияния. Но подростки воспринимают это как
страшную трагедию.
Родители!
• Поверьте, вам повезло, что у сына или дочери есть друг. Бывает, что
подросток так и не находит себе друга. Он становится “аутсайдером”, а это
доставляет ему немало переживаний. Это меняет его поведение (см. “Трудный
ребенок”). Не препятствуйте своему ребенку в дружбе.