православие     |     фридайвинг     |     дружба     |     бейсбол     |     Победа     |     патриотизм     |     English     |     деньги     |     фотогалерея
Научите ребёнка дружить, и он сможет стать порядочным человеком. Если захочет.

Воспитывая преданного друга, воспитываем порядочного человека

Обращаемся к родителям, учителям, тренерам и ко всем остальным взрослым, которые работают с детьми.

Если цель воспитания в широком смысле состоит в том, чтобы каждый юный гражданин знал нормы поведения, принятые в обществе, следовал им и, главное, чтобы эти нормы становились его собственными ценностными ориентациями, то мы предлагаем самый эффективный, по нашему мнению, способ такого воспитания.

Сначала определимся с терминами: итак,
порядочность - это отсутствие аморального, антиобщественного поведения.
Мораль - это совокупность норм поведения, принятых в данном конкретном обществе.
Общество - это круг общения человека, в котором он воспитывается, учится, развивается, и в котором существуют определённые нормы поведения (мораль, нравственные нормы).

Давайте согласимся с тем, что, если дети, и вообще люди, ведут себя в соответствие с нормами, принятыми в обществе, это не значит, что они разделяют эти нормы и что эти нормы являются частью их личности. Уберите милицию, тюрьму и осуждающее мнение окружающих - вот тогда и узнаете, кто есть кто.

Чуть подробнее об этом.
1)Человек может знать нормы поведения (мораль), принятые в обществе, но не следовать им. Понятно, что этого человека мы не можем назвать порядочным человеком, и вряд ли он сможет быть надёжным другом, потому что попросту не вписывается в это понятие, ведь дружба - это уже общество, как минимум из двух человек!
2)Человек может знать нормы поведения, принятые в обществе и следовать им, но не разделять эти нормы, то есть не принимать их как часть своей личности, как своё мировоззрение. Этого, на первый взгляд, порядочного человека, мы тоже не можем считать порядочным и умеющим дружить, потому что предателями становятся люди именно из этой, самой слабой, аморальной категории людей.
3)И только человек, который не просто знает нормы поведения в данном обществе, не только соблюдает их, но и внутренне разделяет существующую в обществе мораль, как составную, неотъемлемую часть своей личности - вот только такого человека мы называем порядочным человеком, и только такой человек способен быть преданным другом.

И ещё заметим, что ребёнок не имеет возможности выбрать родителей, Родину и вообще общество, в котором он родился и живёт. А вот кого назвать своим другом - это его личный выбор.

Так вот, воспитывая ребёнка, как хорошего друга, мы прививаем ему мораль, которая фокусируется не на расплывчатом и непонятном для него слове "общество", а сосредотачивается на одном, известном, может быть, ему одному человеке - на его друге.

Сказать ребёнку, чтобы он был "хорошим" для всех людей - значит сказать очень сомнительную для него вещь, люди ведь разные бывают, и ребёнок это хорошо знает. В его круге общения есть люди, которых он не любит, которых он боится, которые его обижают. С какой стати ему быть для них хорошим? Предлагать ребёнку быть хорошим для всех - значит пакостить всему воспитательному процессу. Этим воспитатель обрекает себя на подсознательное недоверие со стороны ребёнка, которое неизбежно распространится на все нравственные нормы, которые воспитатель пытается ему внушить.

А вот предложить ребёнку стать хорошим для его друга - того, кого он сам выбрал, и для которого он с удовольствием станет хорошим, вот это дело! Остаётся только объяснить ему, что значит быть хорошим для своего друга! А быть хорошим для своего друга - значит быть ему преданным, быть для него надёжным! А также и все остальные качества, считающиеся в данном обществе положительными - расскажите ему какие - он с удовольствием воспримет их для себя, как свои собственные, как часть своей личности, и сфокусирует их применение на своём друге!!!
А вот когда он подрастёт, он сможет - будет в силах, если захочет - сфокусировать эти качества, определяющие порядочного человека, на всём обществе, в котором он живёт. И не из страха перед общественным мнением или перед наказанием, а потому что эти качества являются его собственными ценностными ориентациями и убеждениями.


Приглашаем обсудить эту статью на сайте гомельских скаутов

Тот, кто хвастается, что приобрел множество друзей, никогда не имел ни одного друга.
С. Кольридж




Партнёры сайта о дружбе: return_links(); ?>


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100